Steampunk Wonderland.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Steampunk Wonderland. » Сюжет и полезная информация. » Полезные статьи.


Полезные статьи.

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Формы обращения.

В связи с наличием на форуме персонажей разного пола и возраста, а также социального статуса, думаю, стоит рассказать о формах обращения, которые существовали в Викторианскую эпоху.

Итак, для начала, сама формулировка – форма обращения – по существу своему обозначает слово или сочетание слов, с помощью которого Вы решите обратиться к интересующему Вас человеку.

При наличии расслоенного общества, подобного нашему, чаще всего упраздняется разделение на привычное нам «ты – Вы» и употребляя лишь вторая его часть, в качестве формы вежливости. Различия же в обращении к разным типам людей, как официальное, так и фамильярное, разграничивается: интонацией, соответствующими словами и конструкциями.

Какие же обращения к дамам имели место быть в XIX веке?

1. Леди|1. Леди

Леди, если искать аналог в русском языке, сродни «госпоже», «хозяйке». Является вежливым обращением к замужней женщине, чаще всего жене лорда или баронета, из высших слоев общества, а также аристократическим титулом, употребляемым с именем. Соответствующим обозначением обращения к мужчине может служить – «джентльмен» (как всем известное обращение «леди и джентльмены»), «лорд», «сэр».

Использование этого обращения возможно с:
 с основной частью титула, если женщина является женой «лорда». Например, леди Брендон.
 с фамилией или именем мужа, если женщина опять же  является женой «лорда»
 с фамилией, если женщина является женой рыцаря или баронета
 с личным именем и фамилией, если женщина приходится незамужней дочерью герцогу, маркизу или графу

Для женщины, оказавшейся вдовой, к титулу, который она носила при жизни мужа, возможно добавление – «Вдовствующая».

Не для всех стран, но стоит отметить данный факт, жена республиканского главы государства может обозначаться как «первая леди».

2. Мадам|2. Мадам

Мадам – уважительное обращение к замужней женщине. Обычно употребляется перед фамилией. В американском варианте используется как «мэм».

Также употребляется при обращении к владелице борделя. Например, Мадам Кураж.

Аналогами обращения «мадам» могут служить:
 фрау (Германия)
 фру (Швеция)
 сеньора (Испания)
 пани (вежливое и официальное использование – с именем и фамилией; менее официальное – с фамилией; между коллегами или знакомыми – с именем)
 госпожа

3. Мисс|3. Мисс

Мисс – соответственно обращение к незамужней женщине. Также может употребляться перед фамилией девушки, к которой Вы обращаетесь.
Аналогами обращения «мисс» могут служить:
 мадемуазель (Франция)
 фройляйн или фрейлейн (Германия)
 фрёкен или фрекен (Швеция)
 сеньорита (Испания)
 панна (Чехия)
 барышня
 девушка

Какие же обращения к кавалерам имели место быть в XIX  веке?
1. Милорд – почтительное обращение к мужчине из привилегированного общества, по сути – к лорду.

2. Мессе́р или мессир – данное обращение характерно для средневековой Франции и Италии и добавляется к фамилии или должности человека. Главным образом употребляется применительно к именитым рыцарям, судьям, докторам медицины.

3. В англоязычном мире часто используется обращение «сэр». Чаще всего его применяют к начальнику или старшему по званию, возрасту, либо в том случае, если Вы еще не знаете имени своего собеседника.
Тут главное не путать с «сиром», который предназначен для обращения к монарху (Ваше Величество).

4. Мистер – вежливое обращение к мужчине в Англии. Употребляется перед фамилией.
Аналогами обращения «мистер» могут служить:
 месье (Франция)
 герр (Германия)
 синьор
 господин
 пан (вежливое и официальное использование – с именем и фамилией; менее официальное – с фамилией; между коллегами или знакомыми – с именем)
 сударь

5. Маэстро – итальянское обращение к художнику или музыканту.

by Emily Jones

0

2

Балы в XIX веке.

Рассмотрим некоторые основные моменты этикета Балов, относящихся к XIX веку. По сути своей обязательна к прочтению, дабы не было косяков при написании постов.

Основные моменты ведения Бала
Dress Code
Общий этикет или правила поведения на Балу
Приглашение на танец или ангажемент
Правила поведения во время танца
Правила поведения после окончания танца
Формы обращения
Право первенства при приветствии
Титул при обращении
Язык веера
Символика цветов

0

3

Основные моменты ведения Бала
В XIX веке одним из самых главных и любимых развлечений публики был Бал. Шикарнейшее произведение искусства, стоящее, однако, баснословных денег для принимающей стороны. И даже не смотря на это, Балы давали все. Правда, конечно же, соразмерно со своими возможностями и наличием достаточного материального количества средств.

По сути своей это было круглогодичное развлечение, однако же, даже в нем прослеживалась определенная тенденция или сезонность, как кому будет удобнее, а именно – с поздней осени и на весь зимний период. В принципе самое логичное время для проведения столь грандиозного торжества – период наибольшей концентрации представителей элиты в городе.

Так как состоятельных людей в то время было достаточное количество, и каждый из них хотел продемонстрировать, на что он собственно способен, количество балов «на один квадратный метр» порой могло превосходить границы возможного. Иногда приходилось за одну ночь присутствовать на двух, а может быть и трех мероприятиях. Ведь было невежливо не придти на Бал без веской на то причины. Но об этом чуть позже…

Итак, с чего начинается любое мероприятие?
Конечно же, с Приглашения. Так как на Балу было принято показываться в парадной одежде, да ко всему прочему не в одной и той же, логичным было то, что Приглашение на Бал не могло присылаться за день-два до самого мероприятия. Минимальным сроком, возможным для его отправления была неделя. Но это самый крайний минимум! Более логичным было выслать Приглашение где-нибудь за месяц до события. Если же Бал включал в себя костюмированные маскарадные элементы или какие-либо изыскания, то возможно – за два, чтобы у каждого приглашенного было время для подготовки. Также Приглашение должно было быть лаконичным и содержать в себе пометку о возможных вышеизложенных дополнениях к светскому мероприятию.

На Приглашение нужно было обязательно ответить, сообщив о своем наличии, либо отсутствии. Однако причина для отказа должна была быть более чем веской, например, траур.

Пожалуй, стоит немного рассказать о Распорядке бала.
По сути своей особым разнообразием программа мероприятия не отличалась. Но, думаю, все-таки стоит отметить самые ключевые моменты данного события.

Бал начинался где-то после шести, возможно, после девяти часов вечера. К этому обозначенному в Приглашении времени и съезжались гости. Некоторые из них, конечно же, могли появиться и позже, к десяти, а, возможно, и к полуночи, ведь, как уже говорилось, за один вечер они могли были быть приглашены не на один такой съезд. Хозяин мероприятия должен был встретить каждого приглашенного. И после приезда гостей начинался сам Бал.

Открывался он полонезом – торжественным танцем-шествием – в котором должны были принять участие все без исключения собравшиеся. Во второй половине XIX века полонез иногда исполняли в конце бала. В таком случае Бал начинался с вальса. Далее чередовались всевозможные танцы – вальсы, польки, кадрили, мазурки, краковяк.

В середине Бала обязательным мероприятием был обед (ужин), на который каждый кавалер провожал свою даму. Если же кавалер приезжал в гордом одиночестве, то хозяйка могла попросить его проводить на Бал даму, у которой кавалер отсутствовал. Это происходило, например, в том случае, если дама приезжала на Бал с семьей.

Обед (ужин) проходил в боковых комнатах – гостиных – за небольшими столиками, за которыми гости садились своими компаниями. При посадке за стол обязательным действием было: снять перчатки и покрыть колени салфеткой.

Обязанностью кавалеров в такие моменты было – полное обслуживание желаний дам, развлечение их и ведение с ними светской беседы, а тем для разговоров было предостаточно: музыка, театр, последние новости... Главное, чтобы дама была занята и не скучала.

Кстати, если Вы решили, что обед (ужин) являлся единственным проявлением питания гостей, то это не так: На Балу всегда был открыт буфет с разнообразными яствами, шампанским и прочими напитками как алкогольной, так и безалкогольной продукции. Так что, если какой-либо даме после танца захотелось бы вдруг испить водички, у кавалера была полноценная возможность в считанные секунды выполнить ее просьбу.

Перед тем, как встать из-за стола, следовало вновь надеть перчатки, а салфетки перенести с колен на спинки стульев. И вновь продолжался Бал…

Обычно после ужина звучал многочасовой котильон, к которому выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и галантно вручали их своим дамам. Кроме цветов также появлялись ленты с бубенцами на концах. Обычно их на шпагах вносили сам дирижер Бала и его многочисленные помощники. Кавалеры презентовали эти «знаки отличия» своим избранницам. Длинные ленты дамы одевали через плечо одна на другую, короткие – кавалеры завязывали на дамских ручках, начиная от кисти и заканчивая локотком.

По сути это самое важное, что можно было рассказать об основных моментах ведения Бала. Осталось только отметить, что гости могли покинуть данное мероприятие в любой удобный для них момент, не привлекая излишнего внимания к процедуре прощания. Обязательным же являлся визит вежливости к хозяевам Бала в течение минимум недели, максимум месяца, во время которого стоило поблагодарить их за столь прекрасное событие.

Что касается внешнего вида приглашенных на бал, то…

by Emily Jones

0

4

Dress Code
Как уже говорилось, на Балу было принято появляться при полном параде. При этом невозможным было повторение наряда более одного, максимум двух раз, и, именно исходя из этого, вытекал срок, за который отправлялось Приглашение. Но сейчас не об этом.

Что касается мужского населения человечества, то тут все строго и, можно даже сказать, что по-деловому. Итак, кавалеры приезжали на бал во фраках, смокингах, либо в костюмах. К любому из данного вида комплектов прилагалась белая рубашка, галстук и, возможно, жилет. В первой половине XIX века, например, обязательным был белый галстук-платок, во второй – черный. Кстати, до 30-х годов XIX века фраки имели разноплановую расцветку, после же – утвердилась мода на черный цвет. К лацкану фрака чаще всего прикреплялась бутоньерка.

Также на Балу могли присутствовать люди военные и для них были особые, можно так сказать, привилегии, ибо приходили они на сие мероприятие в мундирах.

Что касается обуви, то тут ситуация немного веселее, ибо мужчины у нас создания немного, но строптивые. По сути, каждый мужчина должен был явиться на Бал соответственно в бальной обуви – логично до неприличия. Однако, как известно, из каждого правила есть свои исключения. Товарищи военные могли позволить себе придти на Бал в сапогах. И не то, чтобы они сами могли себе это позволить, им это вполне спокойно разрешалось. Однако при этом шпоры были нежелательны, но и это правило частенько нарушалось ради щегольства.

Самым главным атрибутом бального наряда были, как бы это ни было для кого-то смешно – перчатки. У мужчин – короткие лайковые, у дам – часто выше локтя, цвет же не блистал разнообразием – белые. При этом перчатки, в самом деле, были наиважнейшим атрибутом, особенно для мужчин, ибо дама могла, а на самом деле была даже обязана, отказать в танце мужчине без перчаток. Поэтому кавалеру, в крайнем случае, можно было придти в черных или на худой конец в рваных перчатках, но никак не без них. Советовали даже брать с собой запасную пару, а может быть и не одну, а то мало ли что. Единственным местом, где можно было находиться без перчаток – за столом во время обеда (ужина). В остальных случаях это все-таки был верх неприличия.

Теперь обратим свое внимание в сторону прекрасного пола. Дамы и девушки одевались на Бал в соответствии с последним писком моды, при этом каждое их платье должно было использоваться не более двух раз, а, следовательно, женской половине населения следовало блистать ярче, чем звездам. Единственное, что оставалось неизменным во всех моделях – открытая шея и плечи. Цвет же платьев мог быть абсолютно любым, естественно в рамках приличия, ну или, если он не был особо оговорен заранее.

Однако для юных девушек все-таки было предпочтительнее появляться в платьях белого и пастельных цветов, дабы подчеркнуть свою молодость и прилагающуюся к ней свежесть и красоту. Замужние же женщины могли себе позволить выглядеть ярче – более глубокие цвета, более дорогие украшения. К платью прилагались перчатки белого цвета или, возможно, в тон самого платья. Дама также могла себя украсить каким-либо головным убором, а девушкам рекомендовалось ограничиться скромными прическами. Обувь для Бала должна была быть в первую очередь удобной, а, следовательно, мягкой и даже обычно без каблука.

Кроме того, в 20-30-х годах XIX века женскому населению было неприлично появляться на Балу без букета цветов. Его можно было носить в руках, прикреплять к платью, вплетать в волосы, но он должен был быть в любом случае. Таким же обязательным элементом, правда, уже не только в указанные годы, но и во весь век, был веер, который мало того, что был приятным украшением и спасал от духоты, но еще являлся способом общения с партнером, но об этом опять же позднее. Веер можно было, как носить с собой и держать в левой руке (та, которая лежит на плече партнера) во время танца, либо оставлять в бальном зале на своем месте. Там же, кстати, можно было оставить и ридикюль – сумочку, в которую женщины складывали всю принесенную с собой мелочевку.

Кстати о мелочевке. Как и положено каждой уважающей себя женщине – драгоценности должны были быть. Ну а как же без них? Так как любой фасон платья предполагал открытую шею, ни одна женщина не могла появиться в свете без цепочки с кулоном или колье. На руку можно было надеть браслет, однако – надевать кольцо поверх перчаток считалось безвкусным! А, в общем и целом, украшений могло быть и самую малость, главное, чтобы все они были изящно и со вкусом подобраны. Девушкам ко всему прочему следовало быть как можно скромнее и в выборе украшений, и в их количестве.

Еще одна вещь, которую дамы, да в принципе и господа, должны были обязательно брать с собой на Бал, дабы не попасть впросак – бальная книжечка, куда записывалась последовательность танцев и те партнеры, которым эти самые танцы были обещаны. Ведь какой конфуз будет, если не дай Бог, кто забудет о данном слове (о возможности «склероза» опять же будет рассказано чуть ниже).

Итак, это, в принципе, все, что можно было в первую очередь и в сжатые сроки рассказать о внешнем виде приглашенных на бал. Надеюсь, все получилось более чем ясно и понятно и никаких неприятных неожиданностей ни у кого не возникнет.

А мы продолжим рассказывать о бальном этикете, и следующей нашей темой будет…

by Emily Jones

0

5

Общий этикет или правила поведения на Балу
Помимо того, что присутствующим на Балу надо было быть одетыми соответствующе со всеми правилами dress cod’а, гостям надо было обязательно знать, как себя вести в любой момент проведения мероприятия, будь то приглашение на танец, окончание его или просто общий этикет.

Перво-наперво никогда нельзя было забывать – принимая приглашение на Бал, человек, кем бы они ни был, брал на себя определенные обязательства. В соответствии с ними каждый из присутствующих на Балу должен был:

1. Обязательно танцевать.|1. Обязательно танцевать.

Вполне логично предположить, что количество дам и кавалеров на Балу не было одинаковым, а, следовательно, кого-то кому-то могло и не хватить. При таком развитии событий обязанность танцевать падала на любого, присутствующего на Балу, и выказывать неудовольствие этим фактом было верхом бестактности. К тому же, если гость, будь то женщина или мужчина, хотел зарекомендовать себя наилучшим образом, а впоследствии, вероятно, сделаться любимцем общества, то он должен был махнуть рукой на всевозможные преграды судьбы, улыбнуться и отправиться танцевать с любым предложенным ему партнером.

2. Держать не только осанку, но и лицо.|2. Держать не только осанку, но и лицо.

На Балу невозможным было нахождение с кислой миной, следовало улыбаться, быть веселым и любезным, а не дефилировать по залу с депрессивным видом. В конечном итоге Бал являлся увеселительным мероприятием, а скорбеть можно было и на поминках.

Также и во время танца не следовало забывать о лице. Никаких бегающих глаз, никакой спешки и визуальной невнимательности, лишь приятная улыбка и хорошие манеры, льющиеся буквально через край. Ко всему прочему кроме как за лицом, постоянно надо было следить за осанкой и руками. Спина должна была быть ровной, руки свободны – без лишних размахивательных движений, но и без нарочитой «пришитости» к телу.

3. Вести себя подобающе собравшемуся обществу.|3. Вести себя подобающе собравшемуся обществу.

На балу следовало держаться скромно: не грубить, не злословить, не нарываться на неприятности и шумные ссоры. Бал – это праздник, а такое поведение быстро превращает его во что-то не передающееся словами. Однако же, даже если возникла какая-либо размолвка между кавалерами, улаживали ее исключительно за пределами бальной комнаты!

Дамам же опускаться до такого – было неприлично. Женщина по сути своей считалась нежным созданием, а значит и вести себя должна была соответственно. Дурной юмор, нескромные взгляды и действия, ревность – все это могло вызвать лишь неодобрение со стороны высшего света. Поэтому милым женщинам советовалось, оставлять все свои дурные манеры, если таковые вдруг имелись, за станами дома, в котором проходил Бал. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно было отличаться скромностью и размеренностью, а движения быть подобными мягким шагам фей, но отказывать мужчинам, проявившим к ним свое внимание, не имело надобности. Все-таки Бал и танцы. Но следить за собой надо было как можно тщательнее.

4. По прибытии на Бал не забывать о хозяевах.|4. По прибытии на Бал не забывать о хозяевах.

В виду того, что, как уже говорилось, мероприятий подобного типа могло быть несколько, то опоздания на Бал были само собой разумеющимися событиями. Однако, каждый опоздавший, войдя в зал, в первую очередь должен был поздороваться с хозяевами и лишь потом заводить разговоры с друзьями и знакомыми, присутствующими там же. Последних при проходе к хозяину мероприятия можно было поприветствовать кивком головы.

5. Знать учтивость порядка прохода гостей в зал.|5. Знать учтивость порядка прохода гостей в зал.

Проход в зал осуществлялся в соответствующем порядке:
 в случае семейного похода на Бал – по старшинству: отец с матерью, замужние сестры, девицы
 младшие пропускают вперед старших
 дамы всегда проходили первыми, при этом перед ними следовало в обязательном порядке открыть дверь

6. Помнить, что даме просто неприлично было приходить на Бал одной!|6. Помнить, что даме просто неприлично было приходить на Бал одной!

Незамужние девушки приезжали на Бал исключительно с матерью или пожилой родственницей, которым надлежало все мероприятие следить за своими подопечными.

Девицы могли появляться и в обществе отцов, которые при этом должны были представить своих дочерей знакомым. Кавалеры, возжелавшие пригласить на танец подобного рода девушку, обязаны были спросить разрешения у ее отца, естественно перед этим представившись.

Однако если дама была замужем, и было это известно многим, а муж по каким-то причинам, например, по болезни, приехать не мог, все-таки допускалось ее появление на Балу в обществе подруги и мужа этой подруги. Но, тем не менее, частое такое появление в свете было нежелательным.

7. Не «страдать склерозом», дабы не оказаться дурно воспитанным.|7. Не «страдать склерозом», дабы не оказаться дурно воспитанным.

На Бал следовало брать с собой бальную книжечку, в которых отмечались имена дам и кавалеров, ожидающих свой танец. И тут главное было ничего не упустить из виду и, не дай Бог, не пообещать танец двум мужчинам одновременно. В некоторые годы XIX века такая забывчивость могла привести к дуэли.

Хвастаться же этой книжечкой было более чем не этично, сколь горда не была бы девушка списком своих поклонников.

8. Приглашать заранее или уметь выбирать дам правильно.|8. Приглашать заранее или уметь выбирать дам правильно.

На танец можно было пригласить даму заранее, в том числе и на балу. Однако приезжать на бал, «имея в кармане» более трех приглашений, считалось не учтивым.

Во время Бала следовало с осмотрительностью приглашать дам на Бал, как минимум, чтобы постоянно не получать отказ от «отдыхающих». Это, правда, было угадать достаточно проблематично, но попробовать стоило. Например, если дама стояла ближе к внутреннему кругу танцующих, то она с большей вероятностью ожидала приглашения на танец, если же находилась около стены, то либо хотела отдохнуть, либо ждала того, кто наконец-то ее заметит. И тут уже все зависело от удачи.

9. Не забывать, что танцмейстер и его дама практически Царь и Бог на Балу.|9. Не забывать, что танцмейстер и его дама практически Царь и Бог на Балу.

Приходя на Бал каждый кавалер мог невзначай попасть в руки танцмейстера и его дамы, которые в свою очередь могли попросить его потанцевать с какой-либо определенной дамой. Просьбы такого характера отклонять было нельзя! Также кто-либо более почтенный, чем мужчина, к которому была обращена просьба, мог высказать пожелание о танце этого «пойманного» кавалера и какой-либо девушки. В любой из этих ситуаций следовало оказывать даме полное внимание, быть учтивым и галантным.

10. Быть учтивым рядом со стоящей дамой.|10. Быть учтивым рядом со стоящей дамой.

Если дама подходила к компании сидящих мужчин, они должны были встать и не садиться до тех пор, пока она не соизволит сесть или уйти.

На этом я предпочту закончить основную часть этикета и перейду к отдельным, если можно так их назвать, подглавам.

by Emily Jones

0

6

Приглашение на танец или ангажемент
Этикет для кавалеров

Каким может быть первоначальное действие мужчины на Балу? Правильно, приглашение женщины. И сразу же встает вопрос, как сделать это правильно? Так, чтобы никого не обидеть, чтобы никого не оскорбить, да и так, чтобы не выглядеть невоспитанным перед всей элитой города. А, соответственно, Вашему вниманию предлагается: Этикет для кавалеров, приглашающих дам на танец.

1. Не приглашайте незнакомую Вам даму, пока Вас ей не представили. Или представьтесь сами.|1. Не приглашайте незнакомую Вам даму, пока Вас ей не представили. Или представьтесь сами.

Неприлично было приглашать даму, которой кавалер еще не был представлен. Поэтому, захотев пригласить на танец персонажа из этой категории, следовало найти того, кто согласился бы, да и ко всему прочему имел бы возможность, Вас представить. Но на крайний случай, если никого подходящего на горизонте нет, а дама волнующе прекрасна, представиться можно было и самому. Однако делать это следовало деликатно и с наивысшим достоинством.

Если кавалер желал пригласить совсем молоденькую девушку, то он должен был спросить разрешения у ее родителя, естественно представившись перед этим.

Кстати единственным место, где можно было приглашать на танец незнакомцев, был… Бал-маскарад. При этом сделать такое действие мог только Маска.

Естественно, что небрежный кивок головы, а тем более призывные действия руками и пальцами, не являлись ни в коем образе вежливыми проявлениями эмоций.

2. Только что представленную Вам даму приглашайте изысканно и с достоинством.|2. Только что представленную Вам даму приглашайте изысканно и с достоинством.

После того, как кавалер представился, он мог, изящно поклонившись, сделать свое предложение в самой изысканной манере обращения вышеозначенной даме. Например, «Позвольте мне иметь честь пригласить Вас на (название танца)». Или в форме комплимента «Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в (название танца)?»

3. При повторном приглашении вышеозначенной дамы познакомьтесь с ее родителями.|3. При повторном приглашении вышеозначенной дамы познакомьтесь с ее родителями.

Если кавалеру настолько понравилась дама, что он вдруг решил пригласить ее повторно, то в данном случае сперва нужно было представиться ее родителям. И это с учетом того, что сама дама высказала свое разрешение и одобрение, как по поводу второго танца, так и по поводу знакомства. И естественно не сама дама должна была представлять своего кавалера родителям.

Разрешение на повторный танец с замужней женщиной спрашивать ни у кого не надо было, ибо в таком случае дама считалась полностью самостоятельным существом, по крайней мере, на Балу.

4. Чуть более вальяжно приглашайте хорошо знакомых девушек.|4. Чуть более вальяжно приглашайте хорошо знакомых девушек.

Если же приглашаемая дама уже достаточно хорошо была знакома, можно было выразить свое приглашение в более вальяжном виде, перед этим естественно поздоровавшись, если слова приветствия еще не были произнесены до этого времени. Например, «Не откажете мне в удовольствии танцевать с Вами (название танца)». Или в форме комплимента «Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в (название танца)?»

5. Всегда помните, на какие танцы какую даму будет приличным пригласить.|5. Всегда помните, на какие танцы какую даму будет приличным пригласить.

Только что представленную даму можно было пригласить на такие танцы, как кадриль, вальс или польку. На мазурку же и котильон следовало приглашать только хорошо знакомых представительниц прекрасного пола.

6. Не врывайтесь в беседу дамы, которую хотите пригласить. Действуйте аккуратно.|6. Не врывайтесь в беседу дамы, которую хотите пригласить. Действуйте аккуратно.

Если приглашалась дама, в данный момент находящаяся в кругу друзей или родственников, следовало принести свои самые изощренные извинения за прерванную беседу, уточнить, не будет ли спутник дамы, если таковой имелся в наличии, против, и только после этого уже делать свое приглашение.

7. Не показывайте эмоций, если Ваше приглашение приняла на свой счет другая дама.|7. Не показывайте эмоций, если Ваше приглашение приняла на свой счет другая дама.

Всегда была такая возможность, что, приглашая даму на танец, даже смотря ей буквально-таки в глаза, можно было совершенно случайно пригласить на танец не ту женщину. Девушки порой бывают так расторопны и невнимательны, что в этом нет ничего удивительного. А взгляд прекрасных мужских глаз можно было при отсутствии лишней скромности отнести и на свой счет. И вот в таком случае ни в коем разе нельзя было показывать своего разочарования, и уж тем более говорить что-либо подобное «Я вообще-то не Вас хотел пригласить». Из сложившейся ситуации выходить следовало с юмором и достоинством. В любом случае виноватой дама быть не может, а предмет интереса, скорее всего не успеет ускользнуть дальше возможного.

8. Будьте обходительны и учтивы, если вместе с Вами даму приглашает еще один кавалер.|8. Будьте обходительны и учтивы, если вместе с Вами даму приглашает еще один кавалер.

Если дамой были очарованы сразу два, а может быть и больше, кавалера, и приглашения сыпались на нее лавиной, то дама могла с помощью небольшой лжи сама выбрать, с кем она будет танцевать, обозначив, кто пригласил ее раньше. На такую маленькую женскую шалость ни в коем случае нельзя было обижаться или настаивать, лишь поверить и пригласить на другой танец, если на то оставалось все такое же рьяное желание.

Также существовал второй вариант решения данной «проблемы» – дама подбрасывала свой носовой платок, и поймавший объявлялся счастливым обладателем танца с ней.

9. Не переступайте черту допустимого количества танцев с одной дамой.|9. Не переступайте черту допустимого количества танцев с одной дамой.

Танцевать с одной дамой танец за танцем, если это, конечно же, не котильон, могли только родственники (муж с женой, брат с сестрой) или жених с невестой. Любое такое проявление излишнего танцевального внимания бросало тень на репутацию дамы, и незадачливому мужчине, как джентльмену, пришлось бы попросту на ней жениться. Поэтому не стоило рисковать свободой, если она была приятна и притягательна даже ради многочисленных танцев с обладательницей красивого личика.

Допустимым числом танцев с одной особой было – три, при этом с ней нельзя было танцевать два танца подряд.

10. Будьте предельно корректны в отношении к своей собственной даме.|10. Будьте предельно корректны в отношении к своей собственной даме.

Если же кавалер пришел со своей собственной дамой, то с ней следовало станцевать такое же допустимое число танцев, что с остальными, но никак не меньше. Если кавалер танцевал со всеми, кого находил симпатичной, но откровенно забывал про ту, кто сопровождала его в самом начале, с Бала он мог совершенно спокойно вернуться в гордом одиночестве, ибо это считалось верхом бестактности.

11. Будьте галантны, если Вашу даму пригласил Ваш знакомый.|11. Будьте галантны, если Вашу даму пригласил Ваш знакомый.

Кстати если спутницу кавалера соизволил пригласить его знакомый или друг, то галантным было бы пригласить соответственно спутницу друга, чтобы она не оставалась в одиночестве.

12. Никогда не забывайте об обещанном даме танце.|12. Никогда не забывайте об обещанном даме танце.

Вполне возможной была ситуация, когда дама забывала, что дала свое слово потанцевать с кавалером. Женской половине это было простительно, но мужской – нет. Подобная забывчивость могла повлечь за собой, как гнев собственно дамы, так и всего светского окружения.

13. В случае отказа дамы не ведите себя настойчиво.|13. В случае отказа дамы не ведите себя настойчиво.

Ко всему, что было сказано выше, прилагается еще одна ситуация – дама могла отказать кавалеру в танце, назвав ему ту причину, которую посчитает нужной. В этом случае кавалеру не пристало настаивать на приглашении или выяснять причину оного. Самым разумным действием в таком случае было вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия сложившейся ситуацией.

При этом в начале XIX века считалось оскорбительным, получив отказ от одной дамы, сразу же направиться с другой, во второй же половине обозначенного столетия – кавалер мог преспокойно обратиться с приглашением к соседке отказавшей ему дамы.

Этикет для дам

С кавалерами вроде как разобрались, теперь осталось определиться, что могла позволить себе дама, когда к ней подходил незнакомый, а может быть и хорошо знакомый мужчина с усами (ну или без).

1. Не стоит забывать о том, что Вы в первую очередь – леди, кем бы Вы на самом деле не были.|1. Не стоит забывать о том, что Вы в первую очередь – леди, кем бы Вы на самом деле не были.

Дама на Балу должна была быть верхом совершенства: скромна, благовоспитанна, мила, доброжелательна. Также она должна была уметь поддерживать светскую беседу, вставляя в нее остроумные замечания, не переходящие при этом границы приличия.

2. Никогда не приглашайте кавалера самостоятельно.|2. Никогда не приглашайте кавалера самостоятельно.

Дама на то она и была дамой, чтобы ее хранили и оберегали, а также всячески развлекали и восхищались ее красотой.

3. Вежливо принимайте приглашения или отторгайте их, соблюдая дозволенные причины для отказа.|3. Вежливо принимайте приглашения или отторгайте их, соблюдая дозволенные причины для отказа.

На Балу каждая дама ожидала танца с кавалером и, дождавшись сего события, должна была изящно ответить на его комплименты и приглашение. В данном случае краткость была сестрой таланта. «С удовольствием» или «Хорошо» при согласии, а также «Сожалею, я уже обещала» или «Я уже танцую» при отказе.

Однако приглашение на танец можно было отклонить только при ряде определенных причин:
 танец уже обещан
 дама уже танцевала с этим кавалером трижды за ночь, либо предыдущий танец
 дама хочет отдохнуть
 приглашающий кавалер без перчаток

При наличии любого из перечисленных вариантов дама могла предложить кавалеру другой танец на свой или его выбор. Любой же другой вариант был не корректен. Если же дама отказывала без веской причины, то она должна была вообще пропустить данный танец.

Приглашение человека, занимающего верхушку власти, отвергнуть было, по логике вещей, невозможно.

4. Не опускайтесь до кокетства дурного тона.|4. Не опускайтесь до кокетства дурного тона.

Как уже говорилось в предыдущем пункте, дама могла отказать кавалеру, сославшись на определенные причины. Однако если она вдруг, отказав одному, согласилась на танец с другим, это считалось кокетством самого дурного тона. И если дама хотела выглядеть достойной и величественной, то столь опрометчивые действия стоило отложить в долгий ящик. Данная ситуация не является некорректной, само собой разумеется, если танец был уже действительно обещан, но в таком случае данную причину определенно следует назвать, дабы не вызвать какие-либо ненужные слухи и сплетни.

5. Не позволяйте кавалеру быть излишне настойчивым.|5. Не позволяйте кавалеру быть излишне настойчивым.

Если дама замечает, что какой-либо кавалер обращает на нее излишнее количество внимания, которое выражается в слишком частом приглашении на танец, она может, надев маску холодности и безразличия, но в тоже время изящно и деликатно поблагодарить его и отказаться, посоветовав обратить свое внимание на других присутствующих на Балу дам. Не следует забывать, что допустимое количество танцев с одним партнером равняется трем, и это при условии, что один танец не следует за предыдущим.

6. Будьте умны и хитры, если Вас приглашают на танец два разных претендента.|6. Будьте умны и хитры, если Вас приглашают на танец два разных претендента.

Дамы в любой век должны были отличаться хитростью и некоторой долей изворотливости, поэтому маленькая толика лжи не должна была быть наказана. В данном случае эта мысль относится к тому, что в случае, когда даму приглашали на танец два и более кавалера, она могла немного слукавить, сообщив, что один из них пригласил ее немного ранее.

Либо был доступен второй вариант ее действий – дама могла полностью отказаться от данного танца.

7. Будьте любезны не забывать об обещанных кавалерам танцах.|7. Будьте любезны не забывать об обещанных кавалерам танцах.

Если вдруг дама, по забывчивости своей или в виду какой-то другой причины, запамятовала об обещанном одному кавалеру танце и отправилась танцевать с другим, она всенепременно должна принести свои искренние извинения и, либо полностью отказаться от танца, либо пообещать пострадавшему другой танец на его усмотрение.

Именно поэтому прекрасным девушкам советовали, учтиво поблагодарив реверансом кавалера, который озаботился приглашением заранее, запомнить танец, а еще лучше записать данные о нем в бальную книжечку, чтобы не полагаться на столь известную всем память девичью.

8. Не уходите далеко от «круга», если знаете, что скоро будет Ваш танец.|8. Не уходите далеко от «круга», если знаете, что скоро будет Ваш танец.

Если дама была приглашена на танец, она должна была находиться на доступном кавалеру, сделавшему ей приглашение, расстоянии, дабы ему, бедолаге, не пришлось бегать по всему залу в поисках своей избранницы.

9. Если Вы не знаете танца, уведомите об этом своего партнера заранее или вовсе откажитесь от приглашения.|9. Если Вы не знаете танца, уведомите об этом своего партнера заранее или вовсе откажитесь от приглашения.

Если вдруг случилась такая ситуация, что кавалер пригласил даму на совершенно незнакомый ей танец (и такое тоже вполне возможно), то было бы тактично попросту отказаться от приглашения, сославшись на желание отдохнуть, дабы не выглядеть глупо перед всем высшим светом. При отказе, естественно, дама не могла позволить себе тут же отправиться танцевать «то, что она не знает» с другим кавалером.

Если же дама не хотела отдыхать, а кавалер был ну уж очень приятен, дама могла и согласиться на танец, о котором не имела представления, но в данном случае было бы учтиво хотя бы намекнуть, что она чувствует себя в этом танце не очень уверенно, и положиться на умение кавалера.

Вот, кажется, и все, что нужно помнить в момент встречи дамы и кавалера непосредственно перед танцем.

by Emily Jones

0

7

Правила поведения во время танца
Каждый кавалер во время танца должен быть путеводной звездой своей дамы, ведь именно на его участь приходится самая большая ответственность в этом шествии, а именно – выглядеть достойно и умеючи прикрывать маленькие неловкости своей дамы. Поэтому каждый представитель мужского пола должен отлично танцевать, дабы не опозорить ни себя, ни свою спутницу пред всем высшим светом. Данное умение пойдет ему только на пользу, ибо отбоя у такого кавалера ни на одном Балу не будет.

Дабы удобнее было рассматривать этот раздел, также разобьем его на два противоположных этикета.

Этикет для кавалеров

1. Будьте вежливы и осмотрительны в момент приглашения «своей» дамы.|1. Будьте вежливы и осмотрительны в момент приглашения «своей» дамы.

После объявления танца кавалеру следовало найти понравившуюся ему даму, извиниться кивком перед ее окружением и, учтиво предложив руку, а также сказав все приличествующие слова, ввести её в круг танцующих.

2. Не бегите вперед так, будто за Вами гонится стадо бешеных быков. Не забывайте, что Вы идете не один.|2. Не бегите вперед так, будто за Вами гонится стадо бешеных быков. Не забывайте, что Вы идете не один.

Кавалер всегда должен был подстраиваться под свою даму, не забывая, что шаги у нее намного короче. Естественно, что ни одна девушка не была бы довольна, если бы ее со скоростью света тянули через весь зал.

3. Не приглашайте даму на танец, если Вы не уверены в себе.|3. Не приглашайте даму на танец, если Вы не уверены в себе.

Дурным тоном считалось, пригласить даму на танец, о котором кавалер имел лишь смутное представление. Если мужчине хотелось выглядеть глупо, он не должен был втягивать в такую авантюру прекрасную женщину.

4. Не разрывайте линию танцующих и, выходя на танец, соблюдайте все меры приличия.|4. Не разрывайте линию танцующих и, выходя на танец, соблюдайте все меры приличия.

Если кавалер приглашал даму на какой-либо парадный танец, то ему следовало соблюдать осторожность в выборе места, на которое он должен был отвести свою избранницу. Считалось абсолютно неприличным вставать впереди первой пары (это правило не относилось к распорядителю Бала), а также вклиниваться в середину колонны. Поэтому логичным было встать в самом конце, а если танцующих было слишком много образовать иную линию в стороне от общего числа пар.

Ко всему прочему считалось проявлением хорошего тона еще раз поклониться своей избраннице перед началом танца.

5. Избегайте столкновений с другими парами.|5. Избегайте столкновений с другими парами.

Следует помнить, что оптимальное расстояние между парами должно быть не менее метра. При свободной ситуации в зале кавалер должен вести свою даму впереди себя, если же тесно – идти вперед самому, чтобы большое скопление народа, не дай Бог, не доставило неудобств его избраннице. В таких ситуациях следовало избегать столкновений с другими парами, но если же все-таки данная неприятность происходила, то именно кавалер извинялся за всю ситуацию в целом, даже если виновата в этом была его партнерша.

6. Ведите себя прилично рядом со своей избранницей: не молчите, смотрите на нее.|6. Ведите себя прилично рядом со своей избранницей: не молчите, смотрите на нее.

Считалось неприличным молчать, стоя в танце вместе с дамой. Поэтому следовало вести с ней всевозможные светские разговоры, лучше всего, если на приятные для нее темы, но, не переходя грани разумного, так как излишняя болтливость также считалась невежливой. Беседа между танцующими должна была быть исключительно любезной и приятной, не содержать банальностей и не касаться обсуждения других гостей, дабы не оказаться проявлением дурного тона.

Соответственно, что в такой ситуации, да и если бы ее и не было, во время танца кавалеру следовало смотреть на свою даму, а не вертеть головой по сторонам, ведь делая приглашение, он хотел в первую очередь привлечь внимание к своей особе, а не иметь возможность, кружась в танце, рассматривать рядом проплывающих девиц.

7. Не рассматривайте свои ноги, будьте уверены в себе.|7. Не рассматривайте свои ноги, будьте уверены в себе.

Кавалер в принципе не должен был смотреть на свои ноги, чтобы быть уверенным в правильности делаемых им шагов. Ему было приличным держаться прямо и с достоинством. Если же кавалер все-таки ошибался, ему следовало извиниться, не застывая при этом на месте; если ошибалась дама, кавалеру стоило по возможности скрыть оплошность, но сделать вид, что он ничего не заметил.

8. Не прижимайте даму к себе, сохраняйте приличную для света дистанцию.|8. Не прижимайте даму к себе, сохраняйте приличную для света дистанцию.

Кавалеру должен был держать даму так, словно она хрупкая хрустальная статуэтка в его руках, готовая разбиться от одного неловкого движения. Поэтому существовал чуть ли не свод правил о том, как мужчине следует держать в руках свою избранницу. Но главным из них было то, что нельзя было в танце прижимать даму к себе. Это считалось дурным тоном. Также было неприлично дотрагиваться до обнаженных плеч или спины девушки, одетой в декольтированное платье. Во всех своих движениях кавалер должен был быть опорой для своей избранницы, но ничем больше. Галантность, учтивость, грамотная подача себя – вот, что отличало вежливого представителя элиты от других мужчин.

9. Будьте внимательны к своей партнерше по танцу.|9. Будьте внимательны к своей партнерше по танцу.

Если вдруг кавалер видел, что его партнерша не в состоянии продолжать танец, он должен был тут час же вывести ее из круга танцующих, довести на соответствующее место и, усадив, принести воды по ее желанию.

Этикет для дам

1. Отвечайте легко и грациозно на приглашение кавалера.|1. Отвечайте легко и грациозно на приглашение кавалера.

После того, как пред очами дамы возникала протянутая в приглашении рука, а слуха ее доносились учтивые слова, ей следовало сделать реверанс и, если она таки собиралась принять приглашение, коснуться предложенной руки только пальчиками, ни в коем случае не опираясь на нее всем весом. На все последующие поклоны кавалера даме следовало также отвечать реверансом, смотреть на него и вежливо поддерживать беседу.

2. Будьте бдительны во время танца, не забывайте о приличиях.|2. Будьте бдительны во время танца, не забывайте о приличиях.

Дама должна была строго соблюдать свое положение в танце относительно партнера – кавалер всегда должен был быть по левую руку от своей избранницы, как во время танца, так и идя с ней по залу. Соответственно в танце именно левая рука клалась чуть ниже плеча мужчины, и именно в ней зажимался платок или веер.

Кстати, было совершенно неприличным прикрываться веером для удобства разговора или смеха с кавалером, а также терять какие-либо части платья или отделки с него, так как это говорило о несдержанности и резких движениях, а, следовательно, недостатке аккуратности и скромности юных особо.

3. Не забывайте смотреть на своего партнера, не бойтесь сделать ошибку, будьте уверены, как в себе, так и своем кавалере.|3. Не забывайте смотреть на своего партнера, не бойтесь сделать ошибку, будьте уверены, как в себе, так и своем кавалере.

Даме также как и кавалеру не следовало смотреть в пол, изучая движения своих прекрасных ножек, однако, отличительной привилегией женского пола было то, что дама вполне себе могла стрелять глазками по понравившимся молодым людям, однако, не забывая при этом своего собственного кавалера.

Если вдруг дама умудрилась совершить ошибку, не следовало тут же теряться в лице или того хуже, падать в обморок. Доверие к своему партнеру и вера в то, что он с легкостью сможет выкрутиться из ситуации – должны были настраивать девушек на нужный настрой в танце. Ошибки же своих кавалеров следовало не замечать и уж тем более не акцентировать на них внимание.

by Emily Jones

0

8

Правила поведения после окончания танца
Как много надо было знать кавалерам и дамам в таком, казалось бы, простом деле, как танцы на Балу. И все же это еще не конец. Мало было правильно начать и исполнить танец, его еще следовало закончить со всей возможной учтивостью. Итак.

Этикет для кавалеров

1. Не бросайте даму сразу после окончания танца.|1. Не бросайте даму сразу после окончания танца.

После окончания танца, чаще всего быстрого, но и после обычного также, не стоило сразу же бежать от дамы прочь в поисках нового увлечения. Как минимум это было неэтично, как максимум – правила приличия требовали остаться подле своей партнерши, дабы она смогла сделать положенный после танца реверанс, опираясь на благородно подставленную руку своего партнера.

2. Будьте любезны к своей партнерше и завершите все действие до логического конца.|2. Будьте любезны к своей партнерше и завершите все действие до логического конца.

После того, как кавалер подавал своей даме ручку, а она делала реверанс, заканчивалась музыка. И опять же не стоило никуда убегать, бросая партнершу. Здесь следовала определенная последовательность действий, бывшая залогом приятного времяпровождения и хорошего мнения в будущем о мужчине. Собственно, когда заканчивалась музыка, кавалер должен был поклониться своей партнерше, поблагодарив ее за танец, и тактично поинтересоваться, куда ее отвести. Получив ответ, мужчина подставлял ручку и вел даму в указанном направлении, не забывая по дороге говорить ей комплименты и по возможности мило беседовать, особенно, если путь до места все-таки не очень близкий, например, стульчик у стены. Проводив, следовало поклониться и поблагодарить свою партнершу еще раз, уточнить, не требуется ли ей чего-либо и, если все-таки у дамы возникли какие-либо желания, как-то стакан воды, например, стоило исполнить их в кратчайшие сроки. Со знакомой дамой разрешалось немного поговорить после танца, с незнакомой – лишь соблюсти все меры приличия, о которых было рассказано выше.

Этикет для дам

1. Не забудьте поблагодарить своего кавалера за танец, но не задерживайте его слишком сильно.|1. Не забудьте поблагодарить своего кавалера за танец, но не задерживайте его слишком сильно.

Благовоспитанная дама после танца должна была сделать реверанс, опираясь пальчиками на подставленную руку своего партнера, и не убирая свою ручку с его руки, вежливо объяснить своему кавалеру, куда её следовало отвести. Дойдя до места обязательным было поблагодарить кавалера, но не задерживать его подле себя надолго. Рамки приличия разрешали на уточнение молодого человека о том, не требуется ли что-то даме, ответить согласием и, дождавшись исполнения свой просьбы, поблагодарить расторопного мужчину и отпустить его восвояси.

2. Не забывайте, что существуют признаки дурного тона.|2. Не забывайте, что существуют признаки дурного тона.

Если дама передавала в руки своего кавалера веер или платок на сохранение, это могло служить доказательством, что она приглашает мужчину остаться подле себя. А вот такая позиция считалась уже дурным тоном, поэтому не стоило производить столь опрометчивых действий.

by Emily Jones

0

9

Право первенства при приветствии
Основополагающим правилом считалось первое приветствие, исходящее от младших по возрасту или рангу. Проигнорировать приветствие во все века считалось оскорбительным. И исходя из этой мысли как раз таки к XIX веку сформировалось определенное правило – дама должна была здороваться с мужчиной первой, так как только она могла решить, признавать свое знакомство с ним или нет.

by Emily Jones with Internet

0

10

Титул при обращении
При обращении к человеку всегда надо было точно помнить и произносить его имя и титул, так как ошибка в титуле могла иметь за собой самые неприятные последствия.

by Emily Jones with Internet

0

11

Язык веера
 веер развернут, дама отмахивается – «я замужем»
 веер закрывается – «Вы мне безразличны»
 открывается один лепесток веера – «будьте довольны моей дружбой»
 веер полностью раскрыт – «Вы мой кумир»
Если собеседник попросил веер, хотя эта просьба считалась совершенно непристойной, но все-таки если такое произошло, то:
 подать верхним концом – симпатия и любовь
 подать ручкой – презрение
 подать открытым, перьями вперед – напрашиваться на любовь

by Emily Jones with Internet

0

12

Символика цветов
 астра – величие
 василек – верность, искренность
 гвоздика белая – целомудрие
 гвоздика розовая – брак
 гиацинт – спокойствие души
 дикая роза – простота
 жасмин – непорочность
 лавр – торжество вечного целомудрия
 мак – воспоминания
 маргаритка – терпение, печаль
 ноготки – кокетство
 подсолнечник – чем больше вижу, тем более люблю
 резеда – минутное блаженство
 роза белая – невинность
 тюльпан – гордость и неблагодарность
 фиалка – скромность и дружба

При таких символиках существовали открытки с изображением цветов, на которых можно было поставить свои инициалы и отослать в известном направлении.
 мак – «сохраним нашу тайну»
 цветы клевера – жениться или нет
 лист клевера – жду ответа

by Emily Jones with Internet

0


Вы здесь » Steampunk Wonderland. » Сюжет и полезная информация. » Полезные статьи.